Nadezhda (neophit55) wrote,
Nadezhda
neophit55

Categories:

Слово Священномученика Иоанна (Восторгова) (+1918г.) в Неделю 10-ю по Пятидесятнице Причина неверия

Причина неверия — греховная жизнь.
Когда человек заболеет, и болезнь начинает причинять
ему невыносимыя страдания, он начинает искать не
временно-облегчающих боли и страдания средств, а
самый корень, самую причину болезни, чтоб ее
устранить и тем уничтожить болезнь совершенно. Когда
начинается губительная зараза и охватывает целую
страну, разумные люди советуют не довольствоваться
лечением только отдельных людей, но уничтожать
самые очаги заразы, — гнилыя и нездоровыя места,
гнилыя и зловонныя ямы, гнилые и вредные источники
воды или пищевые продукты.

В области духовной жизни людей повторяется нечто подобное. Бывают
времена, когда людей охватывает какая-то зараза — нравственное разслабление
и падение веры. А где нет веры, там нет жизни; где нет веры, там нет и не может
быть никакой деятельности. Где нет веры, там уныние и отчаяние, там застой,
там, как в гнилой, стоячей воде, вместо жизни веет смертью, — там плесень,
гниль, зловоние, т.-е. пороки, преступления, злоба, ненависть и всякая
нравственная мерзость. Не будет преувеличением сказать, что таково именно
переживаемое нами время, время упадка веры, время проповеди всяких
разрушительных учений, время печальное и страшное, когда господствует
себялюбие, когда распространяются убийства, грабежи, взаимная неприязнь,
когда жить становится так трудно, подчас невыносимо.
Евангельское чтение нынешняго воскреснаго дня дает нам яркое изображение
того, что дает человеку вера, и что приносит ему неверие. К Иисусу Христу
подошел некоторый человек и, преклоняя пред Ним колени, просил и молил об
исцелении его бесноватаго больного сына, «Я приводил его», — сказал
несчастный отец, — «к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Господь
испытал веру несчастнаго отца и сказал ему: если можешь веровать, то — «все
возможно верующему». «Верую, Господи, помоги моему неверию», — так
воскликнул несчастный, и тотчас же увидел и плоды веры: Спаситель исцелил
сына его. После ученики приступили к Иисусу наедине и спросили: «почему мы
не могли исцелить больного?» Иисус же сказал им: «по неверию вашему; ибо
истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, — и она перейдет, и ничего не будет
невозможнаго для вас. Сей же род, т.-е. бесовский, изгоняется только молитвою
и постом».
Так, если бесы и темныя силы ныне захватили всю жизнь людей, то изгонит их
только вера, только молитва и пост, эти сильнейшия средства к приобретению
веры и вместе — ея плоды и последствия. Не удивляйтесь этому сочетанию:
действительно, для получения веры нужна молитва, а для молитвы, в свою
очередь, нужна вера. Таково вечное чудо человеческаго духа, и это чудо воочию
совершается над каждым из нас, совершается и в отдельном человеке, и в
обществах людей.
Нужно уничтожить неверие, эту тяжкую болезнь духа, и возродить веру, эту
вечную спасительную силу. Что же нужно сделать для этого?
Чтобы знать лекарство от болезни, надобно определить самый корень болезни,
ея основную причину. В чем же причина неверия?
Здесь опять мы стоим пред тем же духовным чудом. Знаем, что от неверия
родится грех и всякая духовная нечистота. Но вместе знаем, что
именно грех и
нечистота, в свою очередь, сами порождают неверие. Неправда, что неверие
происходит от высокой учености, ибо истинная ученость только укрепляет веру,
а не ослабляет ее, тем более ея не уничтожает. Мы знаем много людей
высокоученых и вместе с тем не только верующих, но и прославленных святых
и усердных служителей Церкви Божией. К неверию приводит полузнание,
горделивое невежество, которое почитает себя за ученость, так что от гордости,
а не от учености приходят к неверию. Далее, неправда, что неверие происходит
от бедствий, страданий и лишений жизни, от людской несправедливости, ибо
испытания жизни скорее укрепляют веру, а не ослабляют ее, людская же
несправедливость, разочарование в людях заставляют еще более искать
утешения в Боге и ожидать иной земли, новой и совершенной, новаго неба, где,
по обетованию Божию, по учению Откровения, живет вечная правда. Мы знаем
много людей, жизнь которых была исполнена величайших бедствий, и вместе с
тем горела ярким огнем веры; вера их очищалась, как золото в горниле,
укреплялась, как железо на огне; как удары молотильщика отделяют хлеб от
соломы, так несчастья в таких людях отделяли в их душе все ценное, высокое,
святое, и отбрасывали все ненужное, все малоценное в очах Божиих. Только
людей злых несчастья могут приводить к богохульству и неверию, так что здесь
действует злоба, а не страдания жизни.
Причина неверия — в обоих случаях то гордость, то злоба, т.-е. грех. Сначала
грех входит в душу и оскверняет ее; потом в ответ на упреки совести он внушает человеку мысль самооправдания; воспламеняя нечистое желание, грех
заставляет человека гнать всякия препятствия к исполнению желаний.
Препятствия же — в религии и совести. Нужно устранить то и другое, — и
человеку представляется, что он свободен, что путь к наслаждению ему открыт.
А желание все разгорается; грех издали представляется заманчивым; чем более
препятствий, тем больше возгорается страсть, похоть, нечистое пожелание. И
вот, человек внушает себе мысль, что греха нет, что все дозволено, что религия
ошибается, что совесть говорит неправду.
Не так ли согрешили первые люди в раю? Не повторяется ли эта история с
каждым из нас? Не так ли сребролюбие постепенно пленяло душу Иуды и
толкало его на предательство?
Но вот грех совершен. Он обманул человека: он вовсе не дал ему никакого
наслаждения; после него осталась в душе какая-то неудовлетворенность, какая-
то тяжесть.
И самая большая тяжесть — в упреке и голосе совести. От нея не уйдешь, не
спрячешься. Она мучит душу, она указывает на ответственность перед Богом:
суд, стыд, ад, наказание... И опять человек, чтобы оправдаться, чтобы облегчить
себя, успокоиться, — начинает уверять себя: и Бога нет, и совести нет, и суда не
будет, и вечной жизни, ада и рая нет... Это уже состояние отчаяния и безумие, о
котором древний пророк-псалмопевец говорит: «рече безумен в сердце своем:
несть Бог»...
Если уже все общество состоит из таких безумцев, или если эти безумцы не
находят отпора в людях благоразумных и верных Богу и Его закону, — то что
же удивительнаго, если вся жизнь кругом наполняется преступлениями и
обращается в тот невыносимый ад на земле и при жизни, котораго не хотят
признать безумные неверы по смерти?
Побольше молитвы, побольше благочестия, побольше христианских
добродетелей, побольше духа в жизни, — и тогда ослабеет неверие, этот бес
немой и глухой, этот бес тьмы и всякаго нечестия. Вера способна
а переставлять
горы. По слову Христову, с нею ничего не будет для нас невозможнаго. Аминь.

http://egliserusse.lu/pdf/propoved130901.pdf
Tags: О вере, Сщмч Иоанн Восторгов
Subscribe

promo neophit55 january 23, 2018 17:54 1
Buy for 10 tokens
Сколько трагических, нелепых и вместе с тем страшных «случайностей» происходит именно из-за этого — отсутствия привычки спрашивать себя: что я делаю, зачем, к чему это может привести? Какое полезное, какое жизненно важное правило: не делать, не подумав! И при том рациональное: мы ведь огромное…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments